Культура

Татьяна Гафар: «Авангард — это уже классика»

О том, как завершается выставка «Энергия цвета. Архетипы авангарда» во Владивостоке — в интервью РИА VladNews

С 17 августа по 22 октября в Приморской картинной галерее проходит выставка, посвященная искусству авангарда. Корреспонденту РИА VladNews удалось пообщаться с заместителем генерального директора Третьяковкой галереи по развитию новых музейных пространств Татьяной Гафар. О концепции, идее, проведении выставки и будущих проектах читайте в интервью РИА VladNews.

Что представлено на выставке «Энергия цвета. Архетипы авангарда»?

— На выставке представлена живопись авангарда из трех музеев. Пятьдесят одна работа принадлежит коллекции Государственной Третьяковской галереи, в том числе это произведения из постоянной экспозиции. Также на выставке есть четыре работы из коллекции Приморской картинной галереи и одна работа из Дальневосточного художественного музея города Хабаровска. Работы разных мастеров охватывают период от десятых до тридцатых годов прошлого века. Все они относятся к художникам, которые так или иначе развивали авангард как направление.

Татьяна Гафар: «Авангард — это уже классика»

 (Выставка «Энергия цвета. Архетипы авангарда». Фото: Вадим Мартыненко. Филиал Государственной Третьяковской галереи во Владивостоке)

Почему была выбрана тема авангарда?

— Искусство авангарда — интереснейший период в истории русского искусства. Это художественный язык, во многом построенный на теоретических положениях и ассоциациях. Рассказать о нем — обоюдное желание и Третьяковской галереи, и Приморской картинной галереи. Для нас интересно смотреть, какие темы и какие периоды искусства интересны во Владивостоке.

В чем уникальность этого проекта?

В Приморской картинной галерее не было отдельной выставки, посвященной авангарду. В постоянной экспозиции есть работы художников авангарда, но они представлены в рамках рассказа о развитии русского искусства в целом. Масштабный проект, где сразу несколько залов были бы посвящены только авангарду, реализуется в Приморском крае в первый раз. Уникальна и концепция выставки, выстроенная на основе теории архетипов — то кураторское высказывание, которое разработал наш научный сотрудник отдела живописи I половины XX века, Ирина Кочергина.

Каким образом через цвет происходит анализ архетипа автора?

Есть разработанная система архетипов, которую наш куратор берет за основу своего высказывания. Сама тема архетипов не нова. Теория разрабатывалась многими философами и психологами. Понятие «архетип» было введено в оборот Карлом Густавом Юнгом как структура бессознательного, которая живет внутри нашей психики. А новация в данном случае в том, что куратор применила теорию архетипов к биографии и творчеству художников. Есть целый ряд мастеров, которые в процессе своей художественной жизни находились в постоянном поиске. Они меняли свой стиль, свою манеру, переходили от одной художественной группировки к другой, проживая все сложности жизни нашей страны того периода. Ирина Кочергина, как куратор, увидела закономерности между их творчеством и одной из самых популярных архетипических систем, которую разработал Кэрол Пирсон — филолог и автор книги «Пробуждение внутреннего героя».

Какая картина вызывает самый большой интерес у приморской аудитории?

Мне коллеги сообщили, что наибольший интерес вызывает работа Павла Филонова «Композиция с шестью лицами». Это произведение не оставило никого равнодушным. Сам Павел Филонов, по мнению автора концепции, так же, как и Казимир Малевич, отнесен к архетипу правителя: оба художника создали свои художественные системы, у них были ученики, даже, в какой-то степени, адепты.

Татьяна Гафар: «Авангард — это уже классика»

(Павел Филонов. Композиция с шестью лицами. Начало 1930-х. Коллекция Государственной Третьяковской галереи)

В анонсе вы указывали, что каждый посетитель может узнать свой архетип. Каким образом?

— На выставке, помимо произведений, было представлено очень много биографических фактов о художниках, а также описание каждого архетипа. Сама выставка построена так, что все 12 архетипов идут последовательно, друг за другом. Начинается экспозиция с архетипа «дитя» и завершается тремя сложными архетипами: «магом», «мудрецом» и «шутом». Если зрителя интересуют подлинники работ Казимира Малевича, Павла Филонова, Александра Родченко, Ильи Машкова и многих других, то он среагирует на подборку самих работ и посетит выставку. Если же человек в большей степени интересуется художниками, их судьбами, биографиями, психологическими портретами, то его заинтересует то большое количество текстов, документов, которые воспроизведены на выставке. Если выставка для человека является поводом разобраться в себе, то описание архетипов, соотнесенных с художниками и их произведениями, сподвигнут его посетить проект и попытаться найти среди архетипов наиболее близкий ему.

То есть выставка подходит для всех?

— Да, концепция выставки, в большей степени, не только искусствоведческая, но и культурологическая. Это такая возможность расширить аудиторию и больше людей познакомить с авангардом, потому что войти в это искусство весьма сложно. Такой заход через личность художника может облегчить знакомство с самим авангардом.

В чем актуальность выставки для приморцев?

— Этот проект впервые показан только во Владивостоке. Выставка в таком виде и с такой концепцией не была представлена даже в Москве. Она опирается не на хронологию периода, не на разделение по художественным группировкам и даже не на разделение по основным направлениям. Это новаторский подход к материалу, и он впервые реализован именно в столице Приморья.

Сколько жителей Приморья посетили выставку? Какая публика была?

— Во время открытия общественного пространства, как и во время открытия выставки в дни ВЭФ, я заметила, что публика образованна, рассудительна и распложена узнавать новое. Нельзя сказать, что зрители не подготовлены к таким проектам. Я сейчас ощущаю более тесную связь центральной России и Дальнего Востока. У нас в Москве очень много посетителей из Владивостока. И многие жители столицы ездят в Приморский край в отпуск или в деловые поездки. Поэтому я не могу сказать, что публика однородная, наоборот — взыскательная. На момент 13 октября выставку посетило почти 10 тыс. человек. Конкретно — 9893 зрителя. Я считаю это очень хорошим показателем. Значит наши совместные усилия с коллегами, а над проектом работало более 20 человек, не прошли даром. Мы понимаем, что разговор на сложные темы об искусстве разных периодов спокойно можно вести во Владивостоке.

Какие еще проекты ожидать в ближайшее время от филиала Третьяковской галереи?

— Если мы говорим о выставочных проектах, то большие выставки Третьяковская галерея представит уже в открытом комплексе на Орлиной сопке. Скоро будем обсуждать, какой будет первая выставка именно там. А если мы говорим о работе Общественного пространства Третьяковской галереи, то сейчас основная деятельность будет сосредоточена на образовательно-просветительских мероприятиях. За несколько месяцев работы мы увидели, какие форматы наиболее предпочтительны. Мы видим, что большой отклик находят лекции, которые проводят и сотрудники филиала, и специалисты, которые приезжают из Москвы. Мы будем еще активнее приглашать спикеров из музеев Владивостока и, в целом, с Дальнего Востока. Мы определили для себя основные темы, которые становятся, так сказать, стержневыми. Это искусство ХХ века, причем во всем его многообразии, во всех формах и разных жанрах. Также для нас важно рассказывать о произведениях, находящихся в Государственной Третьяковской галерее, но посвященных Дальнему Востоку, Арктике и самому Владивостоку. Таких произведений много, и мы будем с этим работать. Также нам важна тема истории создания музеев и, конкретно, разные судьбы коллекционеров. Третьяковская галерея создана Павлом и Сергеем Третьяковыми. Их коллекции легли в основу современной Галереи. Собрание Третьяковской галереи пополнялось на протяжении многих десятилетий, но ее сердцем остается коллекция самих Третьяковых. Мы знаем, что есть близкие к нам истории в этом отношении и на Дальнем Востоке. Например, история профессора Михаила Габышева, который собрал коллекцию западноевропейского искусства и подарил ее Якутску. Вот эти темы нам очень интересны. Понимая, как созданы музеи и коллекции, становится понятно, какой вклад люди, обладающие различными ресурсами, могут сделать для развития художественной культуры. В разработке своих программ мы, естественно, ориентируемся на те выставки, которые идут во Владивостоке. Сейчас в Приморской картинной галерее идет выставка «Художник и сказка». В общественном пространстве сейчас тоже идут творческие занятия, которые посвящены сказкам в наследии художников. У нас будет цикл лекций в ноябре от специалиста из Государственной Третьяковской галереи, посвященный Виктору Васнецову, автору картин «Богатыри» и «Аленушка». И, конечно, мы будем выходить за границы Общественного пространства: принимать участие в городских мероприятиях, самостоятельно инициировать большие городские проекты. Очень надеемся, что в 2024 году нам удастся сделать большой городской проект, местом которого будет не только Общественное пространство, но и порт, парк и многие другие локации.

Нюхова Арина

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Похожие записи

Дожди омрачат последний весенний день в Приморье

admin

Нелегальный крепкий алкоголь обнаружили во Владивостоке

admin

Жители Владивостока возмущены состоянием беговой дорожки на озере Чан

admin

Такого Владивосток еще не видел: целая неделя праздников ждет горожан

admin

В Приморье подготовили грандиозную выставку к 85-летию Союза художников

admin

Музыкальный фестиваль «Мы вместе» пройдет в Приморье

admin