О том, как завершается выставка «Энергия цвета. Архетипы авангарда» во Владивостоке — в интервью РИА VladNews
С 17 августа по 22 октября в Приморской картинной галерее проходит выставка, посвященная искусству авангарда. Корреспонденту РИА VladNews удалось пообщаться с заместителем генерального директора Третьяковкой галереи по развитию новых музейных пространств Татьяной Гафар. О концепции, идее, проведении выставки и будущих проектах читайте в интервью РИА VladNews.
Что представлено на выставке «Энергия цвета. Архетипы авангарда»?
— На выставке представлена живопись авангарда из трех музеев. Пятьдесят одна работа принадлежит коллекции Государственной Третьяковской галереи, в том числе это произведения из постоянной экспозиции. Также на выставке есть четыре работы из коллекции Приморской картинной галереи и одна работа из Дальневосточного художественного музея города Хабаровска. Работы разных мастеров охватывают период от десятых до тридцатых годов прошлого века. Все они относятся к художникам, которые так или иначе развивали авангард как направление.
(Выставка «Энергия цвета. Архетипы авангарда». Фото: Вадим Мартыненко. Филиал Государственной Третьяковской галереи во Владивостоке)
Почему была выбрана тема авангарда?
— Искусство авангарда — интереснейший период в истории русского искусства. Это художественный язык, во многом построенный на теоретических положениях и ассоциациях. Рассказать о нем — обоюдное желание и Третьяковской галереи, и Приморской картинной галереи. Для нас интересно смотреть, какие темы и какие периоды искусства интересны во Владивостоке.
В чем уникальность этого проекта?
— В Приморской картинной галерее не было отдельной выставки, посвященной авангарду. В постоянной экспозиции есть работы художников авангарда, но они представлены в рамках рассказа о развитии русского искусства в целом. Масштабный проект, где сразу несколько залов были бы посвящены только авангарду, реализуется в Приморском крае в первый раз. Уникальна и концепция выставки, выстроенная на основе теории архетипов — то кураторское высказывание, которое разработал наш научный сотрудник отдела живописи I половины XX века, Ирина Кочергина.
Каким образом через цвет происходит анализ архетипа автора?
— Есть разработанная система архетипов, которую наш куратор берет за основу своего высказывания. Сама тема архетипов не нова. Теория разрабатывалась многими философами и психологами. Понятие «архетип» было введено в оборот Карлом Густавом Юнгом как структура бессознательного, которая живет внутри нашей психики. А новация в данном случае в том, что куратор применила теорию архетипов к биографии и творчеству художников. Есть целый ряд мастеров, которые в процессе своей художественной жизни находились в постоянном поиске. Они меняли свой стиль, свою манеру, переходили от одной художественной группировки к другой, проживая все сложности жизни нашей страны того периода. Ирина Кочергина, как куратор, увидела закономерности между их творчеством и одной из самых популярных архетипических систем, которую разработал Кэрол Пирсон — филолог и автор книги «Пробуждение внутреннего героя».
Какая картина вызывает самый большой интерес у приморской аудитории?
— Мне коллеги сообщили, что наибольший интерес вызывает работа Павла Филонова «Композиция с шестью лицами». Это произведение не оставило никого равнодушным. Сам Павел Филонов, по мнению автора концепции, так же, как и Казимир Малевич, отнесен к архетипу правителя: оба художника создали свои художественные системы, у них были ученики, даже, в какой-то степени, адепты.
(Павел Филонов. Композиция с шестью лицами. Начало 1930-х. Коллекция Государственной Третьяковской галереи)
В анонсе вы указывали, что каждый посетитель может узнать свой архетип. Каким образом?
— На выставке, помимо произведений, было представлено очень много биографических фактов о художниках, а также описание каждого архетипа. Сама выставка построена так, что все 12 архетипов идут последовательно, друг за другом. Начинается экспозиция с архетипа «дитя» и завершается тремя сложными архетипами: «магом», «мудрецом» и «шутом». Если зрителя интересуют подлинники работ Казимира Малевича, Павла Филонова, Александра Родченко, Ильи Машкова и многих других, то он среагирует на подборку самих работ и посетит выставку. Если же человек в большей степени интересуется художниками, их судьбами, биографиями, психологическими портретами, то его заинтересует то большое количество текстов, документов, которые воспроизведены на выставке. Если выставка для человека является поводом разобраться в себе, то описание архетипов, соотнесенных с художниками и их произведениями, сподвигнут его посетить проект и попытаться найти среди архетипов наиболее близкий ему.
То есть выставка подходит для всех?
— Да, концепция выставки, в большей степени, не только искусствоведческая, но и культурологическая. Это такая возможность расширить аудиторию и больше людей познакомить с авангардом, потому что войти в это искусство весьма сложно. Такой заход через личность художника может облегчить знакомство с самим авангардом.
В чем актуальность выставки для приморцев?
— Этот проект впервые показан только во Владивостоке. Выставка в таком виде и с такой концепцией не была представлена даже в Москве. Она опирается не на хронологию периода, не на разделение по художественным группировкам и даже не на разделение по основным направлениям. Это новаторский подход к материалу, и он впервые реализован именно в столице Приморья.
Сколько жителей Приморья посетили выставку? Какая публика была?
— Во время открытия общественного пространства, как и во время открытия выставки в дни ВЭФ, я заметила, что публика образованна, рассудительна и распложена узнавать новое. Нельзя сказать, что зрители не подготовлены к таким проектам. Я сейчас ощущаю более тесную связь центральной России и Дальнего Востока. У нас в Москве очень много посетителей из Владивостока. И многие жители столицы ездят в Приморский край в отпуск или в деловые поездки. Поэтому я не могу сказать, что публика однородная, наоборот — взыскательная. На момент 13 октября выставку посетило почти 10 тыс. человек. Конкретно — 9893 зрителя. Я считаю это очень хорошим показателем. Значит наши совместные усилия с коллегами, а над проектом работало более 20 человек, не прошли даром. Мы понимаем, что разговор на сложные темы об искусстве разных периодов спокойно можно вести во Владивостоке.
Какие еще проекты ожидать в ближайшее время от филиала Третьяковской галереи?
— Если мы говорим о выставочных проектах, то большие выставки Третьяковская галерея представит уже в открытом комплексе на Орлиной сопке. Скоро будем обсуждать, какой будет первая выставка именно там. А если мы говорим о работе Общественного пространства Третьяковской галереи, то сейчас основная деятельность будет сосредоточена на образовательно-просветительских мероприятиях. За несколько месяцев работы мы увидели, какие форматы наиболее предпочтительны. Мы видим, что большой отклик находят лекции, которые проводят и сотрудники филиала, и специалисты, которые приезжают из Москвы. Мы будем еще активнее приглашать спикеров из музеев Владивостока и, в целом, с Дальнего Востока. Мы определили для себя основные темы, которые становятся, так сказать, стержневыми. Это искусство ХХ века, причем во всем его многообразии, во всех формах и разных жанрах. Также для нас важно рассказывать о произведениях, находящихся в Государственной Третьяковской галерее, но посвященных Дальнему Востоку, Арктике и самому Владивостоку. Таких произведений много, и мы будем с этим работать. Также нам важна тема истории создания музеев и, конкретно, разные судьбы коллекционеров. Третьяковская галерея создана Павлом и Сергеем Третьяковыми. Их коллекции легли в основу современной Галереи. Собрание Третьяковской галереи пополнялось на протяжении многих десятилетий, но ее сердцем остается коллекция самих Третьяковых. Мы знаем, что есть близкие к нам истории в этом отношении и на Дальнем Востоке. Например, история профессора Михаила Габышева, который собрал коллекцию западноевропейского искусства и подарил ее Якутску. Вот эти темы нам очень интересны. Понимая, как созданы музеи и коллекции, становится понятно, какой вклад люди, обладающие различными ресурсами, могут сделать для развития художественной культуры. В разработке своих программ мы, естественно, ориентируемся на те выставки, которые идут во Владивостоке. Сейчас в Приморской картинной галерее идет выставка «Художник и сказка». В общественном пространстве сейчас тоже идут творческие занятия, которые посвящены сказкам в наследии художников. У нас будет цикл лекций в ноябре от специалиста из Государственной Третьяковской галереи, посвященный Виктору Васнецову, автору картин «Богатыри» и «Аленушка». И, конечно, мы будем выходить за границы Общественного пространства: принимать участие в городских мероприятиях, самостоятельно инициировать большие городские проекты. Очень надеемся, что в 2024 году нам удастся сделать большой городской проект, местом которого будет не только Общественное пространство, но и порт, парк и многие другие локации.
Нюхова Арина